Тема: Город, Финансы |
Новосибирцы слишком ленивы, чтобы спасти мэрию от дефицита бюджета |
|
Доцент кафедры банковского дела НГУЭУ, кандидат эконом. наук Андрей Муравьев прокомментировал инициативу мэрии Новосибирска по выпуску облигаций. Эксперт рассказал о всех плюсах и минусах идеи, почему рассчитывать на активную поддержку горожан нельзя, однако следует ждать успешной реализации проекта.
«Сама идея выпуска облигационных займов с целью привлечения ресурсов на длительный срок - один из наиболее распространенных вариантов привлечения ресурсов в условиях дефицита бюджета. По словам начальника департамента финансов и налоговой политики мэрии города Александра Веселкова, Новосибирск через пару лет должен выйти на профицитный бюджет или как минимум в ноль. С помощью различных заимствований можно закрыть эти кассовые разрывы, привлечь дополнительные средства для проведения и социальных программ, и для реализации инновационных проектов в рамках города. Запланированный объем, который планирует привлечь мэрии с помощью проекта, - три миллиарда рублей, достаточно значительный, это чуть меньше 10% от доходной части бюджета. В настоящий момент объем выпущенных облигаций – около шести миллиардов, то есть они практически на 50% увеличивают объем долговых обязательств по облигациям.
В условиях дефицита бюджета банковское кредитование – не самый выгодный вариант, так как они предоставляют займы, как правило, до трех лет. Другой источник привлечения ресурсов – внебюджетные трансферты, но тут мы сталкиваемся с неизвестностью, сколько нам дадут денег и дадут ли? Кроме того, в любой момент область может потребовать у города поделиться частью доходов, мы можем потерять те же три миллиарда, если не больше, а возможность привлечения средств из федерального бюджета – как говорится, надо еще договориться. Поэтому выпуск облигаций – достаточно рыночный инструмент, распространенный, в нем ничего удивительного нет.
Плюсы этого инструмента тоже очевидны – город привлекает ресурсы на очень долгий срок, 10 лет – это вообще беспрецедентный случай. Скорее всего, мэрия потом будет выкупать эти облигации. чтобы минимизировать расходы на выплату купонового дохода. Также этот проект позволит улучшить инвестиционную привлекательность региона и осуществить различные инвестиционные программы, которые повлияют на привлечение капиталов, в перспективе – на развитие малого и среднего бизнеса. То есть в глазах местных жителей, федерального центра и соседних регионов мы можем показаться более инвестиционно привлекательными. Мы получим хороший опыт: денег не хватает – выпустили облигации – разместили на бирже – получили средства – далее осуществляем операции. Также к плюсам относится то, что любые финансовые рыночные инструменты, по сравнению с банковскими вкладами, повышают финансовую грамотность. Банковский продукт – массовый, а тут физическое лицо должно разбираться в проблеме формирования части купонного дохода, нужно понимать, какой кредитный рейтинг у мэрии. Кстати, сейчас этот рейтинг BB – он означает, что риски высоки и есть налет спекулятивного характера по обслуживанию взятых на себя обязательств.
Третий плюс – данный инструмент позволяет расширять деятельность рынка ценных бумаг, организованной биржевой торговли. Выпуск будет осуществляться на Московской бирже. все котировки видны. Опять же любые дополнительные финансовые инструменты увеличивают привлекательность фондового рынка России и, в частности, такого интересного игрока, как Новосибирск. Пока, если рассматривать финансовые возможности, наш город уступает Нижнему Новгороду и Казани, где рынок ценных бумаг более глубокий, более развитый и мощный. Четвертый плюс – проценты по банковским вкладам имеют тенденцию к снижению. Мэрия обещает более 10% – это элементарно выгоднее. Если мы рассмотрим массовую заинтересованность в Сбербанке как в самом надежном банке, то он предлагает самые невыгодные ставки на сегодняшний день. С другой стороны – банки второго эшелона, которые для привлечения клиентов могут повысить проценты по вкладам, но тут возникает вопрос доверия - к мэрии или к частным банкам его больше? Скорее, выберут мэрию.
Минусы этого проекта так же на поверхности. Первый – финансовая грамотность населения низка. Второй – десять лет – абсурдный срок для любого инвестирования в условиях нынешней экономической ситуации, когда прогнозный период всего год, дальше все очень сложно поддается прогнозу.
Третий минус – инвестор, в качестве которого рассматривается физлицо, консервативен и ленив. Ему гораздо легче прийти в банк один раз, открыть вклад и забыть об этом на год. Для того, чтобы стать инвестором на рынке ценных бумаг по муниципальным займам, нужно выбрать брокера (а этот процесс массовому инвестору – физлицу – менее понятен, нежели выбор банка), заключить с ним договор, открыть счет и уже через брокера работать с этим инструментом. Элементарно проще работать с банком, нежели с рынком ценных бумаг.
Велика вероятность, что проект будет успешным, займ будет выкуплен, но кем? Профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Ликвидность на рынке есть, деньги есть, перед всеми стоит вопрос, куда их вложить, чтобы была абсорбация ликвидности, чтобы не было давления на инфляцию. И предлагаемый инструмент точно будет пользоваться популярностью. Но массового участия физлиц мы наверняка не увидим, вовлеченности рядовых горожан не будет». |
|
|
|
|