Тема: Статьи, Город, ЖКХ |
Область поплатится за протесты против «мусорной» концессии |
|
Власть проигнорировала первый общественный протест против концессии на строительство новых мусороперерабатывающих комплексов и полигонов. Между тем, акции протеста это поводы, дающие инвестору право требовать компенсаций из бюджета.
Концессионное соглашение с компанией «Экология-Новосибирск» на строительство двух полигонов с мусороперерабатывающими комплексами возле Раздольного и Верх-Тулы – весьма недооценённая тема. В то время, как вокруг схемы финансирования четвёртого моста через Обь идут жёсткие споры, «мусорный» проект тихо получил путёвку в жизнь. При инвестициях в 6,5 млрд. рублей, проект, одним из учредителей которого является бывший вице-губернатор и экс-депутат Госдумы Валентин Бобырев, должен за 40 лет принести 121 миллиард гарантированного дохода. При благоприятном для бизнес-плана развитии событий, в лучшие годы Новосибирская область будет получать долю от доходов концессионера. А при неблагоприятных обстоятельствах – компенсировать из бюджета недополученную прибыль, сообщает сводка ЦДЖ.
«Экология-Новосибирск» учреждена московской компанией «Экология», связанной с банком «Нефтяной альянс», в том числе, через общего акционера в лице Бобырева. Партнёр Бобырева по банку – скандально известный замминистра культуры РФ Григорий Пирумов, арестованный по обвинению в хищениях средств при реставрации исторических объектов. Компания непростая, люди опытные. Поэтому в концессионном соглашении тщательно прописаны риски досрочного расторжения и так называемые «особые обстоятельства», из-за которых реализация проекта может быть осложнена или вовсе сорвана не по вине концессионера.
В общей сложности, таких обстоятельств приведено 29. Гражданская активность встречается в этом перечне возможных проблем аж дважды. Пункт 10: «Акции протеста населения и иные неблагоприятные для реализации концессионером Соглашения события, происходящие не по вине концессионера, а также невозможность или возникновение ограничений в отношении доступа концессионера и привлекаемых лиц на земельные участки (территорию строительства), в том числе препятствующих осуществлению подвоза строительной техники, материалов и оборудования». Пункт 22: «Акции протеста, то есть санкционированные или несанкционированные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования или иные акции, затрудняющие создание и/или эксплуатацию Объекта Соглашения».
Приложение №4 к соглашению регламентирует, каким образом концессионер при наступлении особого обстоятельства получает компенсации за счёт бюджета Новосибирской области. В том числе, возмещение недополученных доходов. Инвестор хорошо подстраховался на случай, если проект будет встречен общественностью в штыки. Первые публичные слушания в Раздольном, прошедшие на этой неделе, обозначили конфликтный контекст.
Слушания были посвящены второстепенному вопросу о межевании территории для строительства дороги к новому мусорному полигону. Но представители экологических организаций и дачных некоммерческих товариществ, пользуясь случаем, задали острые вопросы по проекту в целом. По итогам участники в большинстве проголосовали против, однако представители власти объявили слушания состоявшимися, а вопрос решённым. Потому что, дескать, обсуждалась всего лишь судьба просёлочной автодороги, а не строительство мусороперерабатывающего комплекса, против которого, собственно, протестовали общественники.
Сам по себе подход, конечно, интересен – выносить на публичное обсуждение вопросы второго плана, подразумевая, что в главном всё уже решено. Но общественники помнят, что изначально речь шла о строительстве в округе Новосибирска заводов по переработке мусора по современным экологическим стандартам. А в концессионном соглашении проект превратился в полигоны с мусороперерабатывающими комплексами. Полигон для хранения мусора это та же свалка с претензией на окультуренность. Какими именно будут эти полигоны, как будет храниться и перерабатываться мусор – эти вопросы экологов пока остаются без подробных ответов. Хотя соглашение уже подписано.
Поскольку острые вопросы и по организационной, и по финансовой схеме не находят ответов даже в режиме публичных слушаний, создаются предпосылки для акций протеста. То есть, для появления «особых обстоятельств», предусмотренных концессионным соглашением. Дающих право требовать компенсации из бюджета области. В том числе, в части недополученных доходов концессионера. Которые, напомним, должны составить 121 млрд. рублей. При грамотной постановке вопроса юристами, теоретически можно требовать компенсацию даже до начала строительства, если, с точки зрения концессионера, общественные протесты будут «затруднять» создание объекта соглашения. Во всяком случае, областное правительство подписалось под соответствующими обязательствами. |
|
|
|
|