Передачу муниципальным районам полномочий по расчету и распределению дотаций поселениям необходимо дополнить передачей району и контрольных функций
Результаты проверки Контрольно-счетной палаты 170 высокодотационных муниципальных образований области заставили комитет облсовета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности взяться за поиск конкретных решений проблемы. К числу типичных нарушений аудиторы отнесли недостатки практически во всех основных составляющих бюджетного процесса: в составлении, утверждении и исполнении бюджетов поселений, а также ведении бюджетного учета и бюджетной отчетности. Разобраться в причинах комитет поручил рабочей группе с участием аудиторов КСП, представителей областной администрации, Федерального казначейства, муниципальных образований, депутатов, специалистов управления по правовым и экономическим вопросам областного Совета. Одна из главных причин недостатков – отсутствие в сельских поселениях достаточного числа квалифицированных финансовых работников, -- высказал точку зрения рабочей группы ее руководитель, заместитель председателя бюджетного комитета Сергей Канунников. По оценке рабочей группы, не отвечает требованиям и система финансового контроля на муниципальном уровне. Из 30 районов только в 15 в контрольных органах работают по одному специалисту на профессиональной основе. В остальных контроль организован на общественных началах и ведется, как правило, неэффективно. Поэтому, в первую очередь, рабочая группа рекомендовала Советам депутатов и администрациям муниципальных районов и городских округов сформировать контрольные органы на профессиональной основе. «В 2009 году мы передали районам полномочия по расчету и распределению дотаций поселениям. Логично было бы передать району и контрольные функции, -- заявил позицию рабочей группы Сергей Канунников. – КСП может проверить исполнение бюджетов муниципальных образований не чаще, чем раз в два года, что, конечно же, недостаточно. Но если в районе финансовым контролем профессионально занимается хотя бы один человек, за год он сможет побывать во всех 15-20 муниципальных образованиях района, проверить нормативную базу, формирование бюджета, подскажет важные моменты главе поселения, бухгалтеру. Конечно, содержание такого специалиста в штате для района – дополнительные затраты. Но контрольные органы оправдывают себя, предотвращая факты неэффективного, нецелевого использования бюджетных средств». Рабочая группа, заявил Сергей Канунников, рекомендует областному Совету депутатов выйти в Госдуму с законодательной инициативой о передаче полномочий по финансовому контролю от органов местного самоуправления поселений муниципальным районам. Изменений потребует целый ряд нормативно-правовых актов, заметил председатель комитета Виктор Осин. По его словам, комитет вернется к обсуждению этого вопроса во втором квартале.