Вчера депутаты комитета облсовета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности обсудили проекты методик распределения субвенций бюджетам муниципальных районов.
Начало заседания комитета было необычным. Руководитель департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области Леонид Горнин, которому председательствующий предоставил слово по первому вопросу, вручил председателю комитета Виктору Осину символический сувенир – Государственный казначейский билет 1898 года номиналом в 1 рубль со словами: «Чтобы и решения бюджетного комитета были такими же полновесными!». Представленные им законопроекты -- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению субвенций на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» и о методике распределения субвенций между бюджетами муниципальных образований по ежегодному изменению и дополнению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции -- быстро прошли процедуру голосования. Депутаты согласились с предложением Сергея Канунникова внести их в повестку очередной сессии облсовета с тем, чтобы к рассмотрению законопроектов во втором чтении подготовить необходимые редакционные поправки.
Активное обсуждение вызвала законодательная инициатива депутата Николая Мочалина. Суть разработанного им законопроекта «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений» -- в замене бюджетных дотаций собственными средствами муниципальных образований за счет части отчислений от налога на доходы физических лиц. Нарекания на существующую методику распределения бюджетных дотаций со стороны глав муниципальных районов и поселений звучат постоянно. «Она не стимулирует органы местного самоуправления к расширению налоговой базы своих муниципальных образований. Методику мало кто понимает, да она частенько и не выполняется, -- констатировал ситуацию, сложившуюся в межбюджетных отношениях, Николай Мочалин. – Я понимаю, что законопроект не лишен недостатков. С отрицательным заключением губернатора он и не может быть вынесен на сессию. Но отработать систему бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов, необходимо». «Межбюджетные отношения сегодня самая больная проблема, -- согласился с коллегой заместитель председателя комитета Сергей Канунников. -- Вместе с тем далеко не все главы поселений согласны с тем, чтобы полномочия в распределении средств были переданы главам районных администраций. Причина – в субъективизме, сложившихся личных отношениях».
Точку в обсуждении поставил председатель комитета Виктор Осин, предложивший продолжить работу над законопроектом. В ближайшее время будет создана рабочая группа, в которую кроме депутатов войдут представители областной администрации и облсовета, главы муниципальных образований. С целью детального обсуждения методики депутаты запланировали провести выездное заседание комитета и депутатские слушания.
С полномочиями глав муниципальных образований был связан и следующий вопрос, вызвавший острую дискуссию – о законодательной инициативе Брянской областной думы, предложившей внести изменения в Налоговый кодекс в части «налоговой тайны». Идея брянских законодателей – открыть для глав муниципальных образований информацию о перечисляемых в бюджет налогах оказалась близка и многим нашим депутатам. «Как можно спрашивать с главы районной администрации за расширение налоговой базы, когда он не знает ни сумм, ни темпов роста налогов?» -- высказал позицию ряда депутатов Александр Неизвестных.С ним не согласились депутаты Анатолий Степанов и Геннадий Бессонов, которые заявили, что, во-первых, нужно сразу определить границы доступности этой информации для местных властей и высказали опасение, что результатом может стать появление в органах местного самоуправления дополнительных структур с целью реализации «налоговой» информации. Девятью голосами против четырех комитет поддержал предложение о вынесении законодательной инициативы Брянской областной думы на сессию областного Совета.