Уставы пяти городских округов - административных центров субъектов России в СФО не соответствуют федеральному законодательству
Сегодня в г.Иркутске прошло заседание координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
Координационный совет обсудил вопросы, касающиеся местного самоуправления: «О совершенствовании межбюджетных отношений и укреплении налоговой базы местных бюджетов»; «Об обеспечении единства правового пространства в муниципальных образованиях Сибирского федерального округа»; «О территориальной организации местного самоуправления»; «О практике реализации народных инициатив»; «Об участии в работе Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации».
В работе совета приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе В.А.Толоконский, руководители исполнительной и законодательной власти ряда регионов округа, главы муниципальных образований, представители органов прокуратуры, Федеральной налоговой службы, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.
Начальник Главного управления Минюста России по Новосибирской области Александр Плотников выступил на форуме с докладом «О деятельности территориальных органов Минюста России по обеспечению единства правового пространства в муниципальных образованиях Сибирского федерального округа», в котором обозначил ситуацию в данной сфере в субъектах России в округе, и предложил ряд мер для обеспечения в каждом из них верховенства Конституции России, федеральных законов и реализации конституционных прав граждан.
На территории Сибирского федерального округа образовано 4113 муниципальных образований: наибольшее число в Алтайском крае – 734, Красноярском крае – 581, Новосибирской области – 490; меньше количество муниципальных образований в Республике Алтай – 103 и Республике Хакасия – 100.
Одной из общих задач, стоящих перед управлениями Минюста России, органами государственной власти регионов и институтами гражданского общества, является задача по обеспечению единства правового пространства России.
В соответствии с требованиями федерального законодательства каждое муниципальное образование имеет свой устав, зарегистрированный в установленном порядке в территориальном управлении Минюста России в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, которые осуществляют государственную регистрацию уставов и муниципальных актов о внесении в них изменений. Наряду с государственной регистрацией управлениями Минюста России проводится анализ действующих уставов в актуальной редакции, и в случае выявления в них несоответствий федеральному закону принимаются меры по устранению нарушений.
Федеральное законодательство за последние годы динамично изменяется. Так, в основополагающий для органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента его издания внесено 80 изменений (в 2004 году – 7, в 2005 году – 8, в 2006 году – 10, в 2007 году – 10, в 2008 году – 6, в 2009 году – 4, в 2010 году – 9, в 2011 – 18, в 2012 году – 8).
Работа по внесению изменений, приведению уставов в соответствие с федеральным законодательством должна вестись органами местного самоуправления при содействии управлений Минюста России на постоянной основе. В настоящее время сотни уставов муниципальных образований в округе нуждаются в приведении в соответствие с последними изменениями федерального законодательства. На сегодняшний день не соответствуют федеральному законодательству уставы пяти городских округов - административных центров субъектов Российской Федерации в округе. Это уставы городов: Улан-Удэ, Кызыла, Абакана, Кемерово и Томска. В названных уставах не учтены изменения действующего законодательства, внесенные в 2012 году, а также изменения, вступившие в силу с начала текущего года. Не приведение уставов в соответствие с федеральным законом, тем более в течение длительного времени, ведет к нарушению прав граждан на территории муниципального образования.
Не менее важным, чем экспертиза уставов муниципальных образований является обеспечение законности и противодействия коррупции на уровне муниципальных нормативных правовых актов.
Эта задача возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В регионах округа по-разному складывается ситуация с проведением правовой экспертизы муниципальных актов и, соответственно, с обеспечением единства правового пространства на уровне муниципальных образований. Всего в муниципальный регистр округа включено почти 400 тысяч актов, наибольшее их число включено в Красноярском крае - более 120 тысяч, а наименьшее - в Республике Алтай - около 3 тысяч. Однако процент проведенных правовых экспертиз муниципальных актов в регионах округа является крайне низким: уполномоченные органы государственной власти субъектов в 2011-2012 годах провели экспертизу всего 13% муниципальных актов от числа включенных в регистр, и в 37% из них выявили несоответствия действующему законодательству. Низкий процент проведенных правовых экспертиз с одной стороны, и значительное количество выявленных нарушений, с другой, свидетельствуют о низком качестве муниципальных правовых актов.
Выводы неутешительны - 87% муниципальных правовых актов так и не прошли экспертизу, каждый третий проэкспертированный муниципальный акт оказался противоречащим действующему законодательству, и лишь каждый четвертый из них был приведен с ним в соответствие.
В качестве положительного примера, который можно распространить в регионах округа, следует отметить опыт Новосибирской области, где для совершенствования процесса ведения регистра, выявления и устранения нарушений в муниципальных актах, разработан проект закона о ведении муниципального регистра, который предусматривает полный переход к его ведению в электронном виде, исключение бумажного документооборота, что позволит выйти на новый уровень ведения регистра, обеспечения законности и контроля за приведением муниципальных актов в соответствие.
Главным управлением Минюста России по Новосибирской области при выполнении координирующих функций в течение текущего года также принят ряд мер, направленных на улучшение качества уставов и муниципальных нормативных правовых актов.
Управлениями Минюста России в округе ведется разработка модельных уставов муниципальных образований для городских и сельских поселений, что значительно упрощает работу органам местного самоуправления. После принятия органами местного самоуправления модельного устава, в него вносятся необходимые изменения. Модельные уставы размещаются на сайтах управлений Минюста России, где происходит их постоянная актуализация по мере изменения действующего законодательства.
Александр Плотников в своем докладе предложил ряд конкретных мер в сфере обеспечения единства правового пространства, реализация которых позволит уже в ближайшем будущем обеспечить соответствие уставов и муниципальных актов федеральным законам и повысить их качество.