Тема: Статьи, Город, Бизнес, Транспорт |
Суд заслушался делом о неустойке за Бугринский мост |
|
Иск «Сибмоста» к мэрии Новосибирска на 2 млрд. прошёл эмоциональную стадию и дальше, скорее всего, будет рассматриваться уже по существу, как обычный хозяйственный спор. Но компания, осмелившаяся предъявить претензии городским службам, остаётся на крючке у муниципалитета: документы на приёмку работ по Бугринскому мосту заказчиком до сих пор не подписаны, хотя движение открыто больше месяца назад.
11 ноября арбитражный суд Новосибирской области отказал в исковых требованиях ОАО «Сибмост»: компания добивалась компенсации неустойки на 2 млрд. от городских властей за срыв обязательств по контракту на строительство третьего автомобильного моста через Обь. История известная, в Сводках мы неоднократно излагали её суть. Из-за затянувшегося высвобождения участка под строительство значительно увеличились сроки. Изначально «Сибмост» подписался ввести мост в апреле 2012 года. Но в 2011-м, когда стало ясно, что темпы расселения частного сектора на участке под строительство далеки от запланированных, компания через суд была вынуждена добиться продления контракта до конца 2014 года. И даже при этом мэрия смогла завершить расселение и предоставить последний участок под строительство лишь в нынешнем сентябре, за две недели до торжественного открытия.
Дополнительные издержки, набежавшие из-за кредитов, удорожаний, просрочек и авралов, составили те самые 2 млрд., которые «Сибмост» заявил в исковых требованиях. Мэрия иск не признала. По мнению представителей муниципалитета, подрядчик должен был понимать, что исполнить требования контракта в части своевременного и полноразмерного предоставления участка под строительство мэрия никак не могла. Хотя законодательно обязанность подрядчика брать на себя такой риск никак не прописана.
Уже заявив иск, «Сибмост» продолжал исполнять повышенные обязательства по досрочному завершению строительства моста. Привлекал рабочую силу из других регионов, оплачивал сверхурочные, чтобы по просьбе местных властей успеть к сдаче в октябре, хотя по контракту можно было неспешно работать до конца года. А представители мэрии на этом фоне всячески нагнетали страсти. Иск «Сибмоста» комментировали, как попытку покуситься на святое и лишить Новосибирск возможности строить детские сады, школы и больницы. Возможность внутреннего разбора полётов, как же так получилось, что из-за недоработок чиновников мост сдали на 2,5 года позже срока, руководство мэрии, похоже, не рассматривало.
Бюджетные проблемы, на которые ссылались представители городской власти, не имеют отношения к спору с мостостроителями. Более того – известно, что «Сибмост» строит для Новосибирска в долг. Однако и тема уже существующих обязательств мэрии перед компанией муссировалась некорректно. Например, в интервью НГС, опубликованном на этой неделе, мэр Анатолий Локоть заявил, что долг перед «Сибмостом» за развязку на Южной площади составляет 1,5 млрд. рублей, хотя на самом деле сумма задолженности – менее 400 млн. рублей.
Вряд ли судьи могли игнорировать агрессивную информационную среду, в которой рассматривался иск. Судья Анна Цыбина, которой изначально досталось это дело, неожиданно взяла самоотвод, чтобы исключить подозрения в личной заинтересованности. Судья Юлия Печурина на финальном заседании 11 ноября не менее неожиданно запретила прессе видеосъёмку.
В «Сибмосте» очень скупо комментируют решение суда, но очевидно, что отказываться от заявленных претензий компания не будет. Иначе можно было бы подумать, будто сумма понесённых убытков взята с потолка. Мостостроители должны рассчитываться с банками и субподрядчиками, поэтому попытки взыскать неустойку продолжатся. Но пока непонятно, каким образом. Напрашивающийся вариант – обжаловать решение новосибирского арбитража в вышестоящей инстанции. В этом случае дело уйдёт в Томск, где его рассмотрят как обычный спор хозяйствующих субъектов, без причитаний чиновников и истерик в СМИ. Другой вариант – новый иск. Тогда дело вновь будет рассматриваться в Новосибирске, но, возможно, уже без столь пристального внимания подуставшей прессы. В любом случае, эмоций уже должно быть меньше.
Хотя у мостостроителей повод для эмоций сохраняется. По сведениям ЦДЖ, несмотря на все авралы, муниципальный заказчик до сих пор не подписывает акты приемки работ по возведению Бугринского моста и развязок. То есть, с точки зрения отчётности, мост, принятый Ростехнадзором и открытый президентом Владимиром Путиным, до сих пор не может считаться завершённым объектом. Никто из чиновников не признается, что это может быть связано с иском «Сибмоста», но со стороны отказ подписать документы выглядит, как месть. Не исключено, что и это может стать поводом для нового иска мостостроителей. |
|
|
|
|