За проведение государственного ветеринарного контроля с проверяемых лиц не должна взиматься плата
20 сентября 2007 года Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по заявлению ЗАО «Русский легион» рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области и ФГУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» (ФГУ «НМВЛ»).
ЗАО «Русский легион» осуществляет поставки в Новосибирскую область грузов, подконтрольных ветеринарной службе, в частности, свежемороженой рыбы. В соответствии с действующим законодательством, подобные грузы подлежат реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, которые у ЗАО «Русский легион» надлежаще оформлены. При пересечении перевозимого груза границы Новосибирской области Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Новосибирской области данный груз подвергается ветеринарному контролю на соответствие ветеринарным требованиям. В зависимости от результатов контроля специалистами Россельхознадзора разрешается или запрещается ввоз продукции на территорию области. Осуществление данного контроля является обязанностью Россельхознадзора. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», запрещается взимание с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.
Однако Управление Россельхознадзора направило в адрес перевозчиков и владельцев подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов письмо о том, что оформление необходимой документации при обследованиях, проверках предприятий, осмотре грузов будет осуществляться ФГУ «НМВЛ» с оплатой по утвержденным ставкам. На основании данного письма ФГУ «НМВЛ» утвердило стоимость исследований в области ветеринарии, в том числе за услуги, оказываемые при осуществлении контроля за соблюдением ветеринарных правил при перемещении грузов. ФГУ «НМВЛ» направляло хозяйствующим субъектам для заключения проекты договоров на оказание платных ветеринарных услуг при осуществлении ветеринарного контроля и выставляло счета за свои услуги (проверка, регистрация сопроводительной документации на право погрузки/выгрузки, услуги по идентификации груза с сопроводительными документами).
Хотя на Комиссии представитель управления Россельхознадзора по Новосибирской области утверждал, что письмо управления Россельхознадзора по Новосибирской области не является нормативным актом и не обязательно для исполнения, на практике ситуация обстояла следующим образом.
Без заключения договора и внесения хозяйствующими субъектами платы ФГУ «НМВЛ» не проводило проверок прибывшего груза, соответственно, и управление Россельхознадзора по Новосибирской области не выдавало хозяйствующим субъектам разрешения на ввоз груза. В таких условиях хозяйствующим субъектам приходилось оплачивать проведение проверок их грузов, хотя эти проверки являлись частью государственного ветеринарного контроля и не должны были ими оплачиваться.
Комиссия Новосибирское УФАС России посчитала, что согласованные действия Управления Россельхознадзора по Новосибирской области и ФГУ «НМВЛ» устанавливают дополнительные барьеры хозяйствующим субъектам, могут привести к ограничению конкуренции, поскольку увеличивают затраты хозяйствующих субъектов и ограничивают их деловую активность на товарном рынке, следовательно, нарушают ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Комиссия приняла решение выдать нарушителям предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.