Россельхознадзор нарушил закон о защите конкуренции
14 мая 2009 года в деле, возбужденном по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Управления Россельхознадзора по Новосибирской области поставлена точка. Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского федерального округа оставив без изменения Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, признала обоснованными выводы Новосибирского УФАС России о наличии в действиях управления Россельхознадзора по Новосибирской области нарушения антимонопольного законодательства. В 2007 году Комиссия Новосибирского УФАС России признала управление Россельхознадзора по Новосибирской области и ФГУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» (ФГУ «НМВЛ») нарушившими антимонопольное законодательство. В их действиях было выявлено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно управление Россельхознадзора по НСО направило в адрес хозяйствующих субъектов, поставляющих на территорию Новосибирской области грузы, подконтрольные государственному ветеринарному надзору о том, что оформление необходимой документации при обследованиях, проверках предприятий, осмотре грузов будет осуществляться ФГУ «НМВЛ» с оплатой по утвержденным ставкам. На основании данного письма ФГУ «НМВЛ» утвердило стоимость исследований контроля за соблюдением ветеринарных правил при перемещении грузов. Без внесения хозяйствующими субъектами платы ФГУ «НМВЛ» не проводило проверок прибывшего груза, соответственно, и управление Россельхознадзора по Новосибирской области не выдавало хозяйствующим субъектам разрешения на ввоз груза. Указанные выше субъекты согласованно препятствовали осуществлению предпринимательской деятельности путем установления дополнительных барьеров, которые могли привести к ограничению конкуренции, поскольку увеличивали затраты хозсубъектов и ограничивали их деловую активность на товарном рынке. По результатам рассмотрения дела Новосибирское УФАС России выдало управлению Россельхознадзора по Новосибирской области и ФГУ «НМВЛ» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В марте 2008 года совместная проверка с ГУВД по Новосибирской области показала, что нарушение на бумаге ликвидировано, а фактически предписание не было исполнено. В результате чего опять было возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в данном случае нарушение выразилось в наделении ФГУ «НМВЛ» функциями по государственному ветеринарному контролю в части осмотра грузов. Комиссия Новосибирского УФАС России приняла решение выдать управлению Россельхознадзора по Новосибирской области предписание о прекращении нарушения Закона «О защите конкуренции». Не согласившись с позицией антимонопольного органа, управление Россельхознадзора по Новосибирской области безуспешно пыталось обжаловать решение и предписание в судебном порядке. Арбитражный суд поддержал позицию Новосибирского УФАС России. На наш взгляд, подобного рода нарушения выделяются из многочисленного ряда выявленных нарушений, допущенных органами власти различных уровней, особым масштабом социального влияния на экономику, так как способствуют ограничению конкуренции, являются косвенным фактором роста цен на продукты питания.