Государственный ветеринарный контроль должен осуществляться управлением Россельхознадзора, а не ФГУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория»
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (управление Россельхознадзора по Новосибирской области).
Нарушение выразилось в наделении ФГУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» (ФГУ «НМВЛ») функциями по государственному ветеринарному контролю в части осмотра (ветеринарно-санитарной оценке) грузов, что запрещено ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с действующим законодательством управление Россельхознадзора по Новосибирской области осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства в сфере ветеринарии на государственной границе РФ и на транспорте. Осмотр груза является частью процедуры ветеринарного контроля, который является функцией управления Россельхознадзора по Новосибирской области и не подлежит оплате хозяйствующими субъектами в соответствии со ст. 3 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», которой установлена недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
Тем не менее, по сложившейся ранее традиции (так утверждают представители Управления Россельхознадзора), многие хозяйствующие субъекты без принуждения, т.е. добровольно, обращаются в ФГУ «НМВЛ» для получения за определенную плату экспертного заключения об осмотре транспортных средств и грузов, хотя аналогичный осмотр, но без взимания платы проводится специалистами Управления Россельхознадзора.
При рассмотрении дела Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что между Управлением Россельхознадзора и ФГУ «НМВЛ» имеется соглашение , в соответствии с которым Управлением Россельхознадзора выдача разрешений на ввоз и вывоз подконтрольной им продукции осуществляется на основании экспертных заключений об осмотре транспортных средств и грузов, подготовленных ФГУ «НМВЛ». Комиссия пришла к выводу, что хозяйствующий субъект наделяется функциями органа власти и приняло решение о выдаче Управлению Россельхознадзора предписания о прекращении нарушения части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».