Тема: Статьи, Область, Здоровье |
Объединение поликлиник: чиновники сливают пациентов и врачей |
|
Три месяца отведено на слияние 22 областных учреждений здравоохранения. Эффект скажется прямо перед выборами в Госдуму, и ничто не предвещает позитива: реформа предвещает трудности и врачам, и пациентам.
Преобразования в новосибирском здравоохранении похожи на извращённую форму государственно-частного партнёрства. Всё больше пациентов делает выбор в пользу частных клиник, поскольку получить обслуживание в государственной системе становится только сложней. Как будто у чиновников есть секретный план по принуждению граждан к массовому переходу на платную медицину, сообщает сводка ЦДЖ.
Неочевидное объяснение у реформы, затеянной главой областного министерства здравоохранения Олегом Иванинским, наверняка должно быть. Потому что очевидные, понятные общественные причины в таком же дефиците, как бесплатные врачи узких специальностей. На пресс-конференции, прошедшей неделю назад, Иванинский объяснял, что жалобы идут, прежде всего, в отношении поликлиник: «Точка кипения – это регистратура, запись к врачу, льготные медикаменты». «Мы должны были, учитывая экономическую ситуацию, обеспечить доступность и качество медицинской помощи и те показатели, которые мы сами себе поставили дорожной картой, там прописаны индикаторы, которых мы должны достичь по смертности, заболеваемости», – комментировал глава областного минздрава.
Суть реформы давно известна – объединив новосибирские поликлиники, создать административных монстров, обслуживающих до 100 тысяч пациентов. Появление новых поликлиник или хотя бы врачебных кабинетов реформой не предусмотрено. Также как и увеличение количества врачей. Новосибирцам адресованы комментарии типа «хуже не будет», «больные ничего не заметят», «пациенты оптимизации не почувствуют». Чиновникам кажется, что это звучит успокаивающе? На самом деле тут напрашивается вопрос – а зачем нужны эти преобразования, если лучше не станет?
Логика минздрава была бы чуть более понятной, если б реформа преследовала целью улучшить положение в системе здравоохранения. Например, разгрузить врачей, добавив им времени для более полноценного удовлетворения пациентов. Но ведь и этого нет. Работники здравоохранения однозначно говорят, что создание новых штатных единиц бюджетом не предусмотрено, и нагрузка на большинство врачей возрастёт. При этом и вознаграждение не изменится. Хотя подушевой принцип финансирования, который в минздраве называют одним из оснований для реформы, предусматривает прямую зависимость: чем больше пациентов врач обслужил, тем больше заработал. Но участковые получают одинаково, вне зависимости от количества больных.
Ради чего же затевают всё это, что пациенты и врачи «не должны почувствовать»? Плановый результат реформы выражается в сокращении административного персонала поликлиник, что должно дать экономию размером 78 млн. рублей в год. Годовое финансирование здравоохранения в Новосибирской области за счёт бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования составляет около 29 млрд. рублей. На этом фоне задача сэкономить 78 млн. ценой объединения 22 учреждений здравоохранения выглядит рискованной ставкой.
Для администраторов, рассчитывающих усилить свои позиции в результате укрупнения поликлиник, выгоды видятся в возможности закупать медикаменты и расходные материалы более крупными объёмами. Это путь к снижению цен и другим бонусам. Однако денег в системе на закуп лекарств больше не станет. Это принципиальный момент. Сторонники реформы, приводят в пример Москву, где в последние годы система государственного здравоохранения была реорганизована радикально, что позволило высвободить более 20 миллиардов в год на льготные медикаменты, подорожавшие из-за девальвации рубля. Но в столице действовали другим путём. Неэффективные поликлиники и больницы были закрыты; при этом благодаря городской программе «Доктор рядом» жители новых микрорайонов, где нет поликлиник, были обеспечены первичной медицинской помощью в шаговой доступности. Было сокращено много врачей и медперсонала; при этом увольняемым предлагали вакансии в Московской области.
Кроме того, врачам, оставшимся в столичной системе, максимально упростили условия работы за счёт повышения автоматизации и избавления от бюрократии. Новосибирский минздрав в этом плане гордится внедрёнными программами по информатизации здравоохранения, по льготным рецептам. Технологически это дорогие решения, направленные на разгрузку врачей. Но может хоть один новосибирский участковый честно рассказать, как ему облегчили жизнь эти программы? И может ли хоть один пациент понять и внятно пересказать, как эта информатизация сократила ему время пребывания в очереди?
У новосибирской программы оптимизации очень много отличий от московской, на что уже указывал в комментариях заместитель председателя комитета по здравоохранению Государственной Думы Сергей Дорофеев. В мае, в ходе визита в Новосибирск президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль отговаривал областное руководство от спешки в вопросе оптимизации. «Надо внимательно изучить опыт тех регионов, которые ввели оптимизацию-сращение, и не всегда обдуманно. Этим вызвали нарекание населения», – говорил Рошаль. По его словам, непродуманные действия по оптимизации затронут и больных, и медперсонал.
Но для новосибирских чиновников увещевания Рошаля впрок не пошли. Удивительно, что в стороне от реформы остаётся профильный вице-губернатор по социальным вопросам Александр Титков, которому предстоит разделить ответственность за эксперимент Иванинского. Возможно, отчёты минздрава по ключевым показателям действуют усыпляюще. Например, министерство ставит себе в заслугу рост рождаемости. Но если разобраться, причём здесь медицина? Рождаемость стимулируют, прежде всего, социально-экономические факторы. Тот же материнский капитал. Функция медицины здесь, например, в том, чтобы сохранить беременных женщин живыми здоровыми. А здесь у минздрава показатели плохие. В 2016 году за пять месяцев умерло уже семь беременных. В прошлом году умерло четыре.
Какой сбой случился в системе, что меньше, чем за полгода, показатель смертности беременных подскочил почти вдвое? Тенденция ведёт к тому, что по нынешнему году у Новосибирской области показатель будет точно хуже среднероссийского, а возможно, даже худший. Но в медицинских кругах ничего не слышно о каких-либо расследованиях ситуации. Никаких специальных приказов, программ, каких-либо мероприятий по исправлению ситуации с беременными минздрав не издаёт. Все заняты подготовкой к оптимизации.
А ведь по-настоящему важные показатели эффективности очень простые. Бесплатная очередь в онкологию по молочной железе в горбольнице превышает полтора года. Платную операцию там же нужно подождать лишь полтора месяца. Объединение больниц приведёт не к сокращению очередей, а к их миграции из одного учреждения в другое. Между тем, в той же горбольнице и других заведениях оборудование простаивает, и специалисты не заняты. Парадокс? Надо просто посмотреть на ситуацию под другим углом. Ведь хотя бы на диагностику можно было бы вести приём круглосуточно, или допоздна. Оборудованию всё равно, когда работать, врачи всё равно дежурят по ночам.
Ряд новосибирских частных клиник перешли на круглосуточную работу ещё в прошлом десятилетии. Но подобные решения требуют менеджмента другого уровня. А управленческие решения минздрава получат оценку в начале сентября, когда объединение поликлиник будет завершено. В комментарии для Тайги.инфо Иванинский заявил, что «в медицине очень длинные лаги, и вряд ли мы увидим результат через два месяца, потому что система здравоохранения очень инертная». Есть риск, что пациенты, и врачи результат всё же увидят уже в конце лета, и он может им сильно не понравится. А будет это аккурат под выборы в Госдуму, и претензии возмущённый народ будет предъявлять не только Иванинскому и курирующему Титкову. Понимают ли чиновники, что можно разозлить людей, показав неспособность решить актуальные проблемы с самый неудобный момент? Или же это осознанный риск, цель которого – провокация более радикальных реформ с резким креном в сторону сокращения бесплатной медицины? |
|
|
|
|