Тема: Статьи, Город, Бизнес |
Исход конфликта вокруг прав на торговую марку Traveler’s Coffee может значительно повлиять на судьбу франчайзинга в России |
|
История заставляет усомниться в способности государства защитить инвесторов, вкладывающих в силу бренда.
Новосибирские СМИ регулярно подсчитывают местные компании, выросшие до федерального уровня. Считают и недосчитываются, потому что бизнес-структуры, достигнув соответствующего масштаба, одна за другой, переводят органы управления в Москву. Таким образом, уходят в столицу и налоги. Очередной торговой маркой, сменившей новосибирскую прописку на московскую, может стать Traveler’s Coffee. Но если это произойдёт, то не по воле акционеров компании-владельца, а вопреки.
Впрочем, кто сегодня является владельцем? Об этом идёт спор в судах, и к истории уже подключились силовые структуры. Акционеры компании «Трэвэлерс Кофе Интернэшнл Лимитед» заявили о рейдерском захвате бренда бывшим партнёром и концессионером Анваром Пириевым. Его компания «Трэвэлерс кофе Москва» заявила в Роспатент договор об отчуждении прав на торговую марку. И государственное ведомство неожиданно зарегистрировало договор. Хотя Роспатент был в курсе конфликта между бывшими партнёрами, и из-за тянущихся судебных процессов, более шести месяцев отказывался регистрировать расторжение договора концессии с «Трэвэлерс кофе Москва».
На прошлой неделе Пириев отозвал апелляционную жалобу на решение московского арбитража, лишившего его компанию права торговать франшизой Traveler’s Coffee. Видимо, предприниматель считает, что на основании сомнительного договора, который акционеры «Трэвэлерс Кофе Интернэшнл Лимитед» считают незаконным, он сможет закрепить право на бренд. Не за своей структурой, так за дружественной. Пока бывшие партнёры добиваются реакции от судов и правоохранительных органов, новый «владелец» бренда, скорее всего, перепродаёт его по цепочке юрлиц, чтобы максимально затянуть и усложнить процедуру возврата, оформив торговую марку, в конечном счёте, на покупателя с признаками добропорядочности. А попутно на сеть Traveler’s Coffee, которой управляют оппоненты Пириева, пытаются натравить силовиков. Новосибирский ОБЭП уже пытался наложить арест на партию кофе. Юристам удалось отбить первую атаку, но неясно, что будет дальше.
А разобраться в истории очень важно, не только правоохранительным органам, но и властным структурам. Выглядит всё непросто, запутанно, от одних этих иностранных названий, до безобразия похожих, голова кругом может пойти. И понятно желание любого государственного мужа махнуть рукой – разбирайтесь вы там сами в своих брендах! Но пример Traveler’s Coffee очень важен для инвестиционного климата. Это довольно редкий в суровых российских широтах успешный опыт национального бренда на ресторанном рынке. Сеть кофеен насчитывает более 100 заведений, из которых корпоративных только 15. То есть, подавляющее большинство кофеен работают по франчайзинговому договору. Их владельцы зарабатывают на использовании готового шаблона бизнеса. А собственники бренда получают доход за свою интеллектуальную собственность.
Если считать фирму-однодневку инфузорией-туфелькой делового мира, торговля франшизами это одна из высших ступеней эволюции. В странах с развитой экономикой действуют очень жёсткие, отшлифованные десятилетиями, механизмы законной защиты интересов владельцев бренда и франчайзи. В российских реалиях даже владельцы контрольных пакетов не всегда чувствуют свои интересы достаточно защищёнными. А дефицит доверия очень сильно сдерживает деловую активность. Ситуацию вокруг Traveler’s Coffee можно оценивать, как лакмусовую бумажку. Государство своей пассивностью показывает, что у всех владельцев успешных брендов могут быть основания для беспокойства. Если кто-то принесёт в Роспатент договор о мнимой переуступке прав на торговую марку – поддельный, или подписанный ненадлежащие лицом, или подкупленным топ-менеджером – ведомство может его зарегистрировать. Дальше уже законопослушным инвесторам придётся доказывать во всех инстанциях, что преступники не они, а те, другие, которые ныне считаются владельцами бренда.
В данном случае рейдерам не нужно захватывать заводы, газеты и пароходы, чтобы заработать на чужом. Достаточно получить право на название – и можно объявить весь бизнес предыдущих владельцев бренда контрафактным. Понятно, что реализация подобной схемы практически невозможна без коррупции. Но если правоохранительные органы не способны отреагировать быстро и жёстко, то, что с того?
Немногое способно также деморализовать предпринимателей, следящих за ситуацией со стороны. Что уж говорить про тех, кто работает с брендом. Владельцев кофеен Traveler’s Coffee тянут в разные стороны. Пириев требует, чтобы франчайзи платили ему, угрожая разнообразными карами. Акционеры «Трэвэлерс Кофе Интернэшнл Лимитед» убеждают, что статус кво будет восстановлен, и право на бренд останется за ними. Ситуация тянется уже несколько недель, и контролирующие органы никак не перейдут к решительным действиям. Хотя затягивание вопроса подтачивает и без того слабую веру в заинтересованность государства обеспечивать поддержку бизнеса с высокой интеллектуальной составляющей, сообщает сводка ЦДЖ. |
|
|
|
|