Тема: Статьи, Город, Экономика |
«Родина» намерена предложить альтернативный проект бюджета Новосибирска |
|
Федеральные и новосибирские эксперты партии начнут работать над расчётами в феврале 2017 года.
8 декабря лидер региональной организации «Родины», депутат новосибирского горсовета Вячеслав Илюхин на пресс-конференции прокомментировал основные события конца года, связанные с финансовым положением Новосибирска. На прошлой неделе горсовет в первом чтении принял бюджет-2017. По мнению Илюхина, законопроект несбалансированный, есть много вопросов, а ответы пока ещё все не получены. Но очевидно, что на фоне уменьшения статей на обеспечение материально-технической базы детских садов и школ или на расселение ветхого и аварийного жилья добавление финансирования на содержание аппарата городской власти выглядит странно. «Нам рассказывали про успешную оптимизацию структуры, а вместо сокращения расходов на её содержание в бюджете будущего года мы видим рост почти на 200 млн.», – отметил политик. Также вызывает беспокойство рост долговой нагрузки. В будущем году городской кредитный портфель вырастет ещё на 800 млн. Такими темпами, по расчётам Илюхина, через пять лет Новосибирск достигнет предельной закредитованности, и городское хозяйство будет финансироваться в «аварийном режиме».
Глава новосибирской «Родины» пообещал поправки ко второму чтению. Но радикальных преобразований в рамках существующего законопроекта не получится. Чтобы добиться значительных перемен, партия хочет разработать с нуля альтернативный проект бюджета, основанный на новых принципах. По словам Илюхина, работа начнётся уже в ближайшие месяцы, в ней примут участие федеральные эксперты, работавшие над экономической программой «Родины». В том числе, известный экономист Михаил Хазин, хорошо знакомый с новосибирской экономикой благодаря участию в парламентских выборах по одному из областных округов.
По словам Илюхина, нужно менять систему управления. В финансово-хозяйственной деятельности городская власть должна внедрять подходы, аналогичные коммерческим субъектам. «Город становится убыточным, это отражается в снижении инвестиционной активности, потому что бизнес не хочет вкладывать в убыточные проекты», – подчеркнул депутат. В сегодняшних условиях в бюджете достаточно денег для развития, если изменить доходную и расходную политику. Часть доходов город недобирает из-за позиции руководства муниципалитета. В качестве примера Илюхин привёл ситуацию с задолженностью застройщиков за аренду земли. Совокупный долг строителей по итогам года превышает 3,5 млрд. рублей, однако, по словам депутата, в доходной части бюджета-2017 не заложены поступления и половины от этой суммы.
В части расходов депутат видит большой резерв для экономии в избыточных подразделениях мэрии. «Мы ведь не дороги содержим, а содержим ДЭУ, – в качестве примера Илюхин привёл актуальную проблему уборки снега. – ДЭУ нужны в сокращённом виде, в качестве управляющих компаний. А непосредственно уборкой улиц должны заниматься коммерческие предприятия. Это выгодней, и голова не будет болеть по поводу хранения техники и покупки запчастей». Глава областной «Родины» намерен доказать правоту своей позиции на конкретных примерах в диалоге с руководителями хозяйственного блока муниципалитета.
С эффективностью этого блока связан вопрос повышения тарифов ЖКХ на 15%, рассмотренный 2 декабря горсоветом. По словам Илюхина, депутатам пришлось принимать сложное, непопулярное решение буквально за два дня, в то время как комитет по энергетике должен был заниматься его подготовкой и проработкой с начала года. Главная проблема не в резком увеличении тарифов, а в том, что само по себе оно не даёт системного решения, и может повторяться ежегодно. «Нужен свет в конце тоннеля!» – заявил Илюхин, пояснив, что решение было бы понятней и для депутатов, и для горожан при наличии прозрачной инвестиционной программы, позволяющей рассчитывать на то, что в определённой перспективе износ сетей, из-за которого энергетики настаивают на постоянном росте тарифов, радикально уменьшится. «Про значительный износ теплосетей я в горсовете слышу уже 12 лет. Тарифы повышаем каждый год, а он только растёт. С 2010 года вырос с 65 до 69%», – отметил лидер новосибирской «Родины».
Если финансово-хозяйственная деятельность муниципального «Горводоканала» прозрачна для депутатов, и инвестиционная программа предприятия признана обоснованной, то к «Сибэко» очень много вопросов. Платежи за тепло, электричество и горячую воду самые чувствительные для населения в общем счёте за ЖКХ. При этом сегодня нет даже чёткого понимания, за что энергетикам платят горожане, а за что коммерческие предприятия – как бы не за одно и то же. Илюхин посетовал, что у депутатов недостаточно полномочий для детального изучения финансовой деятельности «Сибэко», которое позволило бы разобраться в обоснованности образования тарифов. Но, по мнению депутата, власти области и города должны поставить энергетикам чёткие условия взаимодействия на долгосрочную перспективу. Сейчас, когда решение поднять тарифы с 1 июля уже принято, было бы правильно разработать к лету инвестиционную программу с подробными сметами, показывающую перспективу решения проблемы износа сетей. Иначе, по словам Илюхина, политики будут вправе поставить вопрос об отмене увеличения тарифов.
Прозрачные и честные условия взаимодействия с крупными компаниями принципиально важны для стабильного развития города. Ещё одним примером, требующим решений на политическом уровне, Илюхин назвал ситуацию с вердиктом суда о взыскании с муниципалитета 2,5 миллиардов рублей по иску компании «Сибмост». По мнению депутата, решение может стать опасным прецедентом: если мостостроителям удастся добиться выплат, многие компании захотят взыскать с города недополученную прибыль. В том числе, как считает Илюхин, застройщики, покупающие или арендующие землю у мэрии, могут пойти в суды с жалобами, что рассчитывали заработать больше, чем получилось по факту. По мнению лидера «Родины», перекладывать коммерческие риски на плечи города недопустимо. Власти должны следить за соблюдением правил, понятных и обязательных для всех, сообщает сводка ЦДЖ. |
|
|
|
|